• Регистрация
  • Вход
    Забыли пароль?

    Войти через:

Лебединая песня PS Vita

25.08.2012 | Георгий Тришкин

"PS Vita - будущее и надежда хардкорного портативного гейминга". Именно с подобным слоганом встречали новую консоль от Sony. Но с момента запуска продаж продукта в декабре прошлого года это будущее становится все менее и менее благополучным.

PS Vita не только ужасно продается, но и приносит колоссальные убытки компании. Правда, вслух об этом не говорят. В последний год у Sony действительно были некоторые проблемы, и Vita должна была как-то отвлечь внимание общественности от них. Но в итоге привлекла совсем новые. Точнее даже старые, сохранившиеся со времен оригинальной PSP. Это наследие не только сдерживает продажи, но и ухудшает пошатнувшийся авторитет игрового гиганта. И если в противостоянии PSP vs. DS у первой были хоть какие-то шансы первые несколько лет, то сейчас война проиграна на долгие годы вперед. Новое детище Nintendo 3DS стремится к успеху, и в этом поколении Sony может только немного исправить расстановку сил, чтобы отбить убытки.

Наследие

PSP была во многом фундаментальной платформой для развлечения. У нее был очень хороший экран для того времени, и пусть время загрузки портило все впечатление, он был всяко лучше продвинутых смартфонов. А процессор MIPS R4000 с частотой 333 МГц позволял запускать на эмуляторе игры от PS1 и “обрезки” c PS2, которые не шли ни в какое графическое сравнение с проектами для других платформ. В 2004 году технической конкуренции практически не было, Nintendo DS с ее двумя экранами была намного слабее, но и философия у консоли была другой. С момента старта в декабре 2004 года PSP пережила 5 реинкарнации. И если первые 3 модели отличались лишь декоративно (они становились тоньше и легче, как и аккумулятор в них), то модели PSP Go и PSP E1000 можно назвать недоразумением. 

  • PSP-1000, PSP-2000, PSP-3000, PSP Go
  • PSP E1000

PSP Go позиционировалась как новое поколение PSP. Она избавилась от UMD дисковода, а консоль превратилась в слайдер. Но многие пользователи, купившие консоль на старте, были недовольны качеством сборки и самих материалов. Главным разочарованием стало отсутствие переноса купленных игр. Ведь игры для PSP Go можно купить только через Playstation Store, а дисковые издания никак нельзя было перенести. Это сыграло злую шутку с компанией, и после резкого спада продаж она осталась только в магазинах США.

PSP E1000 - это самый обычный бюджетный вариант консоли. При цене в €99.99 PSP избавилась даже от Wi-Fi модуля и некоторых элементов железного каркаса. Благодаря хорошей ценовой политике и сильному снижению цен на игры, консоль относительно стабильно продается в Европе и других регионах.

Железо
  • Внутренности PS Vita

В PS Vita есть все самое хорошее, что только взяли от PSP, однако вместе с ними присутствуют и недостатки. Экран прибавил в размерах (с 4.3 до 5 дюймов) и обзавелся мультитач сенсором, но его разрешение в 960 × 544 пикселей уже уступает многим современным телефонам, а размеры не позволяют носить консоль в кармане. 

Выходом из этой ситуации может стать разве что новая ревизия, которая выйдет в течение года и, наверняка, предложит новый форм-фактор. К слову, Nintendo пошла этим же путем, но ее консоль итак может похвастаться относительно скромными габаритами, поэтому новая версия 3DS XL стала больше и дешевле на $50. 

  • Nintendo 3DS vs. Nintendo 3DS XL, разница в размере существенная

Но как и PSP была мощнее DS, так и Vita мощнее 3DS. В этом плане политика обеих компаний совсем не изменилась. Sony по-прежнему старается удивлять новыми технологиями и мощностями. Результат двойственный: получилась мощная платформа с четырехъядерным процессором ARM Cortex-A9 MPCore, правда под приложения доступно лишь 3. Графическая система и вовсе одна из самых мощных в мобильном сегменте - тоже четырехъядерный чип SGX543MP4+. А также 512 Мб системной памяти и 128 Мб под графическое ядро. Не говоря уже о двух камерах (фронтальная и задняя), система Sixaxis (трехосевой гироскоп и трехосевой акселометр) и тачпад на задней панели. С вычислительной мощностью и функционалом у PS Vita нет никаких проблем. Но все это техническое безумие породило одну проблему - время автономной работы от батареи. По заверениям Sony - 5 часов, но на практике - 3,5 часа. Первой PSP этот недостаток еще можно было простить, в конце концов, у компании тогда еще не было опыта в этом сегменте. Но совершить ту же ошибку 8 лет спустя и даже ее усугубить...

В итоге, PS Vita из-за размеров в карман не положить, а малое время работы от батареи навсегда связали ее тесным союзом с блоком питания от ближайшей розетки. Спрашивается, какая же это портативная консоль?

Решением этой досадной проблемы могут стать переход на новое производство микросхем для консоли, увеличение емкости батареи и новые алгоритмы энергосбережения. В том виде, в котором консоль присутствует на рынке сейчас, не пригодна для повседневного использования в реальных условиях. 

Эргономика

Одним из “козырей” всех мобильных игр является ужасное управление, которое, в принципе, невозможно сделать максимально удобным. Оно как было ужасным, так и останется. Инженеры из Sony знают об этой проблеме не по наслышке. Благодаря их усилиям, в свое время PSP была самым удобным мобильным игровым устройством. Мелким недостатком являлось разве что отсутствие второго стика. 

Внедрение сразу пары стиков в PS Vita дало консоли почти полноценное управление геймпада Dualshock. Правда нижние курки R2 и L2 пришлось заменить задней тачпанелью. Да и с подобным набором аналоговых кнопок у разработчиков появилась возможность делать нормальное управление в играх... почти нормальное. Но не обошлось и без минусов: из-за большого экрана размер кнопок пришлось слегка уменьшить. Некоторые пользователи жалуются, что это пагубным образом сказывается на тактильных ощущениях.

Софт

Сколько не молили люди сделать из PSP открытую платформу - так и не произошло. Особенно странно это смотрится в эпоху доминирования смартфонов. Ведь совсем необязательно убирать систему защиты. Достаточно просто дать разработчикам все необходимые инструменты и платформу для распространения приложений. Эта схема ежегодно приносит миллиарды долларов Google и Apple. Расширение возможностей благодаря сторонним приложениям сделает ее куда более выгодной покупкой в глазах потребителей.

  • Skype на PS Vita пришлось ждать очень долго

Впрочем, в Sony опять сделали закрытую ОС, которую и сравнивать-то стыдно с iOS или Android. У консоли есть свой джентльменский набор приложений, но он крайне мал. Поэтому пользователям приходится месяцами ждать, пока Sony соизволит выпустить какое-нибудь приложение для своей консоли. Это лишь вызывает повышенный интерес к альтернативным прошивкам и другим программам со стороны общественности. 

Игры

Причиной проигрыша в войне между PSP vs. DS стали именно игры. Nintendo предлагала куда более казуальные и простые проекты самых разных студий и жанров. Они отлично убьют время в дороге или в ожидании. New Super Mario Bros, Nintendogs, Mario Kart DS, Brain Age и Pokémon Diamond продались тиражами свыше двадцати миллионов каждая. Уникальный случай - первые 14 самых продаваемых проектов для DS издавались самой Nintendo. Подобная политика не раз критиковалась другими разработчиками. PSP куда более дружелюбная платформа в этом плане. Grand Theft Auto: Liberty City Stories возглавляет топ самых продаваемых игр с результатом в семь с половиной миллионов копий.

  • Найти приличные скрины Grand Theft Auto: Liberty City довольно трудно, ведь все они в разрешении 480x272

Но Grand Theft Auto это не тот проект, в который захочется окунуться по пути на работу в общественном транспорте или автомобиле. Тоже самое касается и многих других игр для PSP.

Эту ошибку Sony повторяет и с Vita. Вместо создания простых независимых игр, компания теперь портирует популярные серии с PS3. Самым продаваемым проектом на данный момент является Uncharted: Golden Abyss. Именно его Sony позиционировала как главный эксклюзив для платформы. Результат говорит сам за себя - 670000 копий. На втором месте Fifa Soccer с результатом в 290000. Огромный разрыв обусловлен явными ошибками в маркетинговой компании. Так называемый 3rd party издателям вроде EA или Activision просто не выгодно выпускать игры на Vita. С переходом на новые технологии возросла и стоимость разработки. Явная нехватка экземпляров сказывается и на общих продажах.

  • Uncharted: Golden Abyss выглядит крайне хорошо для мобильной игры, но через год он уже не будет так впечатлять

Ситуацию может спасти только сама Sony. Действуя по тактике Nintendo, компании необходимо наводнить свою платформу самыми разными играми, нацеленными на детей и казуальную аудиторию. Больше проектов - больше денег.

Ценовая политика

В американской рознице консоль продается по цене $299 и $249 за версию с 3G модулем и без него соответственно. Это не самый выдающийся показатель. Но вслед за манерой портирования игр с домашней консоли пришли и цены на них. Проекты для PS Vita стоят по $60, для iOS и Android - до $15. Качество последних существенно растет с каждым годом и уже почти неотличимо от игр для устройств от Sony. Да и потребители не станут покупать их за полную стоимость, если есть нормальная версия для домашней консоли. 

Формат распространения сказывается не лучшим образом. Все игры для PS Vita записываются на специальные карточки PSVC. PlayStation Vita Card - это специальный проприетарный формат. Размер и форм-фактор очень сильно напоминает обычные SD карты, но с увеличенной скоростью чтения. При это 5-10% месте на карте отведено под патчи и сохранения. 

  • Видимо, на PS Vita настолько мало игр, что на фотографии пришлось использовать две карточки с игрой Ridge Racer

Однако покупка PS Vita не заканчивается самой консолью. Для хранения всех остальных данных используются специальные карты памяти формата PSVMC (PlayStation Vita Memory Card) объемом от 4 Гб до 32 Гб. И они не отличаются низкой ценой (от $24 до $99  соответственно). Подобное отношение к покупателям сильно портит имидж компании.

И в итоге...

…Sony не провела работу над ошибками, а, скорее, наоборот, наделила свою консоль еще большими проблемами, многие из которых придется решать путем серьезных финансовых вложений со стороны платформодержателя. Возможно, Sony прислушаются к здравому смыслу, и в следующих версиях PS Vita будет исправлен ряд существенных недостатков. Но даже без прелиной базы игр, никакое железо не спасет положение дел.

За последние 8 лет рынок сильно изменился, и нельзя играть по тем же правилам, тем более один раз уже проиграли. Sony упорно игнорирует рынок смартфонов, который благодаря своей базе приложений и игр по лояльным ценам уже вытеснил игровые мобильные платформы. Следование тем же курсом не только не исправит положение дел, но и принесет еще большие убытки.

PS Vita все же очень перспективная платформа, хоть она и морально устарела, но все еще способна предложить нечто новое и свежее. Sony нужно как можно скорее менять ситуацию, ведь Vita означает жизнь, и не стоит превращать ее в Mors (смерть).

комментарии(3)
Nyashka, 25 августа 2012, 18:26 gj o/
Mrmb, 30 августа 2012, 19:05 "Проекты для PS Vita стоят по $60, для iOS и Android - до $15"
Главный аргумент против консоли, затем идет набор игр, хотя причин купить не меньше. В такой ситуации удачно мог бы выглядеть SE Xperia Play с начинкой Vita.
Георгий Тришкин, 05 сентября 2012, 21:01 вот вот, хотя андроид-маркет не принесет Sony столько же прибыли. но в обоих случаях будет минимальной.

добавить комментарий

Войти через

Комментарий

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Чат
Архив